Первая в мире джд
20 Июль 2017 1323 0.0/0 Admin История джд
По официальной версии первой в СССР (да и в мире) детской железной дорогой была Тбилисская (в те годы – ещё Тифлисская). При этом по непонятной причине замалчивается факт существования детской железной дороги в Московском Центральном парке культуры и отдыха имени Горького ещё в 1933 году – на два года раньше Тифлисской. При советской власти история не раз переписывалась в угоду новым политическим веяниям: замалчивались одни, реальные, исторические события, вместо них придумывались другие. Не исключено, что и московская ДЖД 1933 года была искусственно вычеркнута из истории по конъюнктурно-политическим мотивам, чтобы приоритет в деле строительства ДЖД достался именно Грузии – родине «вождя всех народов» Иосифа Виссарионовича Сталина. Но, рассуждая об историческом первенстве той или иной дороги, мы нисколько не пытаемся умалить достоинства Тбилисской ДЖД, её историческую роль. Её пример вдохновлял пионеров всей страны на создание своих дорог. На опыте Тбилисской ДЖД учились строители многих других детских дорог страны. И не важно – была ли она первой или второй – для многих поколений юных железнодорожников она стала образцом для подражания.

В 1933 году группа любителей железнодорожного дела, занимавшихся на Тифлисской детской технической станции, решила построить действующий макет железной дороги. В ходе обсуждения проекта родилась интересная мысль – выбрать такой масштаб, чтобы сами её строители могли поместиться в будке паровоза и управлять им. В вагончиках этой дороги можно было бы катать гостей. Эта идея очень быстро завладела умами десятков тифлисских школьников. 28 декабря 1933 года, на проходившем в ТЮЗе вечере технической игры, руководители Тифлисского института железнодорожного транспорта (позже – Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта) выразили готовность оказать помощь энтузиастам. В лабораториях ВУЗа стали проводиться занятия для будущих строителей дороги. Началось проектирование дороги. Специалисты института принимали в нём активное участие. Именно они предложили выбрать стандартную колею 750 мм.

Железная дорога была в те годы одной из перспективных отраслей, за её развитием с интересом наблюдала вся страна, поэтому проектирование детской железной дороги шло «на ура». И к началу сентября 1934 года проект был готов. Он предусматривал строительство 400 метров главного пути и двух станций – Пионери (Пионерская) и Сихарули (Радостная).

13 сентября 1934 года в парке имени Серго Орджоникидзе началось строительство дороги. Для проведения земляных работ было организовано семь комсомольских бригад по 30 человек в каждой. Руководил работами Г.В. Ахалкадзе, тогда студент 4-го курса, а впоследствии – заместитель начальника Закавказской железной дороги. За выполненную работу строители не получали ни копейки, да и работать приходилось по выходным. Но недовольства это не вызывало. Более того, желающих принять участие в строительстве становилось всё больше – в 14 бригадах работало уже около 500 человек. Не отставали от взрослых и дети. Они принимали самое активное участие в строительстве дороги.

По мере приближения строительства к концу всё острее становилась проблема поиска подвижного состава. Удалось найти требующий ремонта двухосный танк-паровоз, изготовленный на заводе Юнга (Зав. №1721, 1911 год) и импортированный в Россию Акционерным обществом Артура Коппеля (в разные годы он назывался на ДЖД ЛК-1, Ак-1721, Б.1721). Восстановить его помогли ученики железнодорожного ФЗУ (фабрично-заводского училища). Вагоны пришлось строить своими силами. Экипажная часть и ударно-упряжные приборы были подобраны из имеющихся под рукой, а открытые кузова вагонов были сделаны из дерева (надо отметить, что вагоны типа «дилижанс», с крышей, но без остекления и с невысокой боковой стенкой, в те годы имели некоторое распространение на железных дорогах южных районов страны). Всего вагонов было построено три: два жёстких 12-местных для обычных пассажиров и один мягкий 8-местный – для отличников.

24 июня 1935 года со станции Пионери отправился первый поезд под управлением 10-летнего машиниста Виктора Сокольского. Всего за первый день работы маленький поезд сделал 37 рейсов и перевёз более тысячи пассажиров! Весь день работой детской железной дороги руководил юный начальник политотдела дороги Кирилл Папиташвили. (Попутно заметим, что в современных описаниях этого события наблюдается путаница с датами: встречаются упоминания об открытии дороги в апреле, в начале июня, в июле. Мы же утверждаем, что открытие дороги состоялось именно 24 июня.)

Поскольку станция Пионерская стояла не на самом кольце, а чуть в стороне от него, после каждого рейса возникала необходимость разворота паровоза. Для этого рядом со станцией Пионерская между главными путями перегонов Пионерская–Радостная и Пионерская–Солнечная была построена перемычка, образовавшая разворотный треугольник.

Через несколько лет мирная жизнь страны была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Но находившаяся в глубоком тылу Тбилисская ДЖД ни на день не прекращала работать. С Ростовской ДЖД в Тбилиси было эвакуировано всё ценное оборудование, в том числе мотовоз Муг/2. До окончания войны он водил поезда Тбилисской ДЖД наравне с паровозом, а затем был возвращён в Ростов-на-Дону. 

Помимо обслуживания дороги юные железнодорожники занимались в годы войны и другим общественно-полезным трудом. Внутри кольца детской железной дороги была разбита делянка, на которой дети выращивали помидоры для отправки в военные госпитали. Для удобства рядом с этой делянкой был организован новый остановочный пункт – станция Юннатов.

После окончания войны Тбилисская ДЖД получила паровоз 159-205 и некоторое время старый и новый паровозы работали по очереди. Впоследствии паровоз Ак-1721 был установлен на постаменте перед станцией Пионерская. При этом он был дополнен бутафорским тендером несуразного вида. Исторический паровоз Ак-1721 в виде памятника сохранился до сегодняшнего дня, а 159-205 в 1991 году был списан и сдан в металлолом.

В 1990-92 годах, в пик экономического кризиса в Грузии, дорога была закрыта. К счастью, её удалось уберечь от разграбления, и в 1999 году, после реконструкции, она открылась вновь. Правда, дорогу уже обслуживают взрослые.
строительство дороги, джд, история, первая джд
Комментариев: 0 Добавить комментарий
avatar